Беседы о насущном

Статьи

Калужский гравийный щебень: вторая жизнь Ставровского карьера

Хворостов Алексей

ООО "Юрис" взялось за добычу щебня под Калугой

После 14 лет простоя на заброшенном прежде Ставровском карьере вновь закипела жизнь.  Алексей Хворостов, генеральный директор компании «ЮРИС», получившей лицензию на разработку месторождения в Калужской области, близ поселка Еленский, расположенном почти в 400 км от Москвы, рассказывает, как удалось организовать производство «с нуля» и какие идеи способствуют развитию небольшого горного предприятия.

Алексей, как получилось, что Вы, профессиональный адвокат, начали свое дело по добыче щебня?

Совершенно случайно. Меня пригласили в Хвастовический район Калужской области как раз в качестве юриста, чтобы рассмотреть вопрос о получении лицензии на освоение месторождения песчано-гравийной смеси. Работы оказалось много: основной проблемой был дефицит информации. Сначала пришлось искать сведения о самом полезном ископаемом, его запасах, затем советоваться со специалистами о возможностях освоения этого месторождения. Довольно продолжительное время мы, как следопыты, по крупицам добывали необходимые данные, поднимая исходную документацию, находя экспертов. Нам очень помогли муниципальные власти, лично губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, территориальные фонды геологической информации. Неоценимую помощь оказало Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области (раньше оно называлось «Министерство природных ресурсов и экологии и благоустройства»). Взвесив все «за» и «против», несколько лет назад мы приняли решение возобновить добычу щебня на заброшенном Ставровском карьере.

Что случилось с предыдущими разработчиками?

Ранее карьер числился за предприятием «Калугавтодор», которое в 1993 году получило частичную лицензию на освоение месторождения для строительства местной дороги, снабжения щебнем близлежащих объектов и соседних районов. Но в начале 2000-х годов предприятие претерпело реорганизацию. К тому же, карьер расположен в лесной зоне, а поправки, внесенные к тому времени в лесное законодательство, осложнили работу недропользователя многочисленными согласованиями с Министерством природных ресурсов РФ, Рослесхозом. Все это, видимо, стало дополнительным аргументом в пользу ухода с карьера.

Насколько богато месторождение?

Месторождение гравийного щебня было разведано и поставлено на учет в 30-х годах прошлого века. По оценкам ученых МГИ НИТУ МИСиС, с которыми мы консультировались, его запасы составляют 4—6 млн м3, что довольно много. После проведения дополнительных геологических изысканий данные подтвердились. Но, конечно, с крупнейшими месторождениями Ставровское не может конкурировать. Оно имеет местное значение, и мы не видим смысла ориентировать его на поставки, например, в московский регион. Главная наша задача — обеспечивать щебнем Калужскую область, а также соседние Брянскую и Орловскую, где подобных залежей нет.

Вы говорили о дополнительных геологических изысканиях. Кто их возглавляет?

У нас есть собственные высокопрофессиональные сотрудники, ведущие доразведку. Кроме них, мы всегда можем рассчитывать на помощь авторитетных кураторов из Российской академии наук, Министерства природных ресурсов, МГИ НИТУ МИСиС, геологических фондов. Сотрудничество с ними позволило за короткий период времени выстроить технологические и организационные схемы всех рабочих процессов по освоению месторождения.

Многие недропользователи жалуются на сложности при получении лицензии. В среднем, этот процесс занимает около двух лет. Было бы интересно узнать, как удалось преодолеть этап лицензирования, какие шаги в первую очередь следует предпринять тем, кто собирается последовать вашему примеру?

Получение лицензии — это уже финальный этап оформления разрешительной документации. Ему предшествует включение проверка, ведущаяся Министерством природных ресурсов. Затем проводится аукцион, по результатам которого и выдается лицензия. Казалось бы, не так много шагов. Но процесс получения лицензии действительно занял у нас около двух лет. Много времени и сил ушло на подготовку сопроводительной документации для заявки на участие в аукционе, на согласования вопросов с Министерством лесного хозяйства (это ведомство является собственником земли, на которой находится месторождение). Переговоры проходили и с арендаторами лесных участков. Не исключено, что дело могло бы пойти и быстрее, но по техническим причинам аукцион переносился три раза. Возникали непредвиденные сложности и задержки: мало кто из должностных лиц, из государственных служащих полностью владел необходимой информацией для решения спорных вопросов. Позволю себе на этот счет небольшое лирико-философское отступление: и не произойдет никогда так, чтобы чиновники изменились, да и нельзя одним законом описать все правоотношения нашей жизни. Поэтому тот, кто хочет добиться результата, должен прибегать к различным средствам: совещаниям, претензиям, судебным разбирательствам. И не стоит бояться.

Недропользователю вообще не к лицу бояться или избегать бюрократических процедур, ведь на получении лицензии они не заканчиваются. Приходится то оформлять договоры аренды, то регистрировать отчет о проведении геолого-изыскательских работ.

Конечно же, нужно быть готовым к большому объему работы и к финансовым тратам, связанным с комплексом мероприятий по получению лицензии и проектной документации. И это далеко не все.

А в процессе освоения месторождения крупные издержки возникают?

Разумеется. Одна из статей расхода — затраты на рекультивацию. Мы обязаны проводить ее на отработанных участках месторождений в содействии со структурами Минлесхоза за свой счет. Мы не должны оставлять после себя военный пейзаж, ландшафту необходимо придать первоначальный вид, облагородив его зелеными насаждениями.

Какой ассортимент конечной продукции вы предлагаете?

Согласно лицензии, мы поставляем строительный песок и песчано-гравийную смесь. Для чего используют песок, мы все прекрасно знаем. Без него не обходятся строительные и дорожные работы, а конкретная область применения зависит от его свойств: содержания глины и иных примесей, коэффициента фильтрации, крупности, зернистости. Но песок для нас — второстепенный продукт, а главный – песчано-гравийная смесь. Это сыпучий материал, состоящий из камней и песка с примесями. Применительно к нашему месторождению, в смеси довольно высокое содержание щебня (53-56 % в полезной толще), при этом слой вскрыши относительно невелик. Такая концентрация щебня недалеко от поверхности делает выгодной его продажу в качестве готового продукта.

Для отделения щебня от песка и глины существует множество методик, таких как грохочение, отсеивание, промывка и т.п. В нашем случае наиболее эффективна промывка, т.к. грунтовая вода находится близко, и, учитывая небольшую толщину пласта песчано-гравийной смеси, все наши научные кураторы единодушно сошлись на том, что проще заниматься грохочением с последующей промывкой песчано-гравийного материала. Для этого используют такие машины, как вибрационный грохот, — с его помощью происходит разделение щебня на фракции, — а также гидротехнические сооружения (насосные станции, гидроциклоны). На выходе мы получаем промытые щебень и песок, который, кстати, тоже представляет собой достаточно востребованный продукт. Для дробления крупных вкраплений – кусков камня, превышающих по габаритам 70 мм, нам нужно будет подключать дополнительное оборудование – дробильно-сортировочный комплекс. Оптимально подходит конусная дробилка. Эта система, как правило, закольцована с системой снабжения песчано-гравийным материалом, с грохотом. Но для нас такая технологическая цепочка не очень актуальна. Мы собираемся складировать крупные фракции и дробить их в зимний период, когда вода замерзает. Летом же будем акцентироваться на грохочении.

В ближайшем будущем планируем задействовать мытый песок для производства пакетированных сухих строительных смесей (шпаклевки и т.п.). Линия по производству смесей будет смонтирована на нашей территории. Сейчас уже ведутся переговоры с поставщиками оборудования.

Кто ваши основные потребители?

Потребители занимаются строительством дорог, производством железобетонных конструкций. Щебень крупных фракций (свыше 20 мм, как правило, наиболее востребован у дорожников). Промывка такого щебня требуется далеко не всегда. Она лишь ведет к удорожанию продукции, а полезных свойств в случае с прокладкой дорожного полотна не добавляет. Фракцию до 20 мм закупают производители железобетонных конструкций.

В нашей продукции заинтересованы муниципальные асфальтобетонные заводы, производители ЖБИ, находящиеся в пределах рентабельной удаленности. Как я уже говорил, мы работаем на ближайшие районы. Изначально одним из главных требований руководство региона, субъекта Федерации было наше сотрудничество, в первую очередь, с местными потребителями, нарушать эти договоренности для нас не имеет коммерческого смысла.

Присутствуют ли в ближайших районах крупные конкуренты?

Конкурентов, может, к счастью, а, может, и не совсем, если с иронией в этому подходить, у нас нет. Мы являемся единственными производителями подобной продукции в нашем районе: Ставровский карьер находится на достаточно большом удалении от подобных месторождений. Если и встречаются производители, которые могли бы составить нам конкуренцию, но у них немного другой вид продукции – известняковый щебень. У нас — гравийный. Это окаменевший песок, он неохотно вступает в реакции, долговечен, имеет высокую прочность, низкий радиационный фон и другие характеристики, устраивающие многих производителей ЖБИ. Известняк, в данном случае, из-за своей гигроскопичности, прочности и реакционной способности, чуть меньше соответствует запросам потребителей. Добывают еще и гранитный щебень. Он распространен в Воронежском направлении, на Украине и месторождениях Кольского полуострова (не хочу говорить по поводу Ленинградской области: там природная радиоактивность полезного ископаемого очень высока). Гранитный щебень, разумеется, — рекордсмен по прочности, но его доставка из дальних регионов не рентабельна.

Вопрос к Вам как к специалисту в области юриспруденции: какое впечатление произвели на Вас законы, регламентирующие деятельность горных предприятий?

По крайней мере, тормозящих факторов с точки зрения законодательной базы, которые могут как-то помешать недропользователю, я не обнаружил. Вообще, основным законом для всех горнодобывающих предприятий и для надзирающих структур является Федеральный закон РФ «О недрах». В своей последней редакции, на мой взгляд, он удовлетворяет все основные нужды добывающей отрасли. Есть, конечно, спорные моменты, которые улаживаются в суде, но, это скорее исключение, чем правило. Проблемы, конечно, возникают, и связаны они скорее с Лесным и Земельным кодексами. Но если недропользователь обладает необходимыми познаниями, либо держит в штате грамотных специалистов, любые правовые споры можно разрешить и привести свой проект в надлежащий вид, чтобы он максимально эффективно работал.

Логистика – основа реализации щебня. Какова стратегия руководства предприятия в этом направлении?

Честно признаться, логистика для нас – тема пока малознакомая. К тому же, в последнее время ужесточились условия перегруза транспорта, стало обязательным лицензирование грузоперевозок. Вместо оказания подобных услуг мы готовы регулировать ценовую политику так, чтобы наши потребители эти функции брали на себя или приглашали логистические компании. Некоторые варианты логистической направленности руководство предприятия все же рассматривает, хоть они и не в приоритете, но лишь для того, чтобы обеспечить доставку материалов до ближайшей железнодорожной станции.

Летом 2017 года на карьере будет обновлен парк оборудования? Какими критериями вы руководствуетесь при выборе машин?

Во времена моей юности был очень популярен дуэт «Иваси». Он исполнял песню, которая кажется мне созвучна тому, о чем я сейчас буду говорить: «Ихнему снег и туман не помеха, ихнее может переть и переть, но если ихним на наше наехать, станет на ихнее больно смотреть». Отбросив патриотический настрой, с прискорбием констатирую: большинство отечественных моделей все еще далеки по многим параметрам от зарубежных аналогов. А у российских производителей, чьи машины выполнены на достойном уровне, и ценовая планка примерно такая же, как и у западных. Поскольку мы стремимся выбирать, прежде всего, по надежности, приходится обращать внимание на импортные образцы техники. Если рассматривать, к примеру,  дробильно-сортировочные комплексы, на рынке они очень широко представлены китайскими, европейскими, в том числе, немецкими разработчиками, а также английскими. Мы много с ними общались. Они обеспечивают высокий уровень производительности. На цене качество, естественно, отражается, но тут каждый для себя расставляет приоритеты.

Выбор во многом зависит от финансовых возможностей предприятия. Нельзя забывать и об условиях гарантийного обслуживания. Свои гарантийные обязательства выполняют не все, и разногласия приходится урегулировать в рабочем порядке.

Не подумайте, что мы какие-то снобы. На карьере работает и отечественное оборудование, его закупили, когда изыскания только начинались. В нашем «зоопарке техники» найдется место любому производителю. Задействовано все, и все приносит пользу. Да, у наших и импортных машин разные характеристики, но всему можно найти эффективное применение.

Дополнительное оборудование (насосы, электрогенераторы и т.п.) у нас также от различных производителей. Самосвалы — наши, отечественные. Возможно, они не сильно привлекательны по дизайну, но свои функции выполняют. Так же, как и экскаватор, и фронтальные погрузчики. Есть даже исторические машины, произведенные еще в странах соцлагеря, скажем, в Польше; КрАЗ до сих пор работает.

Старую технику вы своими силами обслуживаете?

Да, конечно, у нас есть в штате сотрудники, которые заняты обслуживанием и ремонтом эксплуатируемой техники.

А какова общая численность персонала на карьере?

Рабочая смена – от десяти до пятнадцати человек. А всего трудится не более пятидесяти.

По информации портала «Щебень России», за год цена на щебень в среднем выросла на 23,6 %. Как Вы объясняете такой рост? Как вообще происходит ценообразование в отрасли? Наблюдаются ли сезонные колебания цен, связанные с падением спроса на щебень в зимний период?

Отпускные цены на гравийный щебень карьеров, географическое положение которых совпадает по широте с нашим, составляют примерно 700-750 руб. за м3. Мы сознательно на стадии развития производства идем на то, чтобы цена была максимально доступной. Уступки необходимы для привлечения покупателя. Работаем с полноценным налогом на добавленную стоимость. Открытость, отчисления в государственный бюджет, федеральный и муниципальный, — часть политики предприятия.

С сезонными колебаниями цен мы не сильно сталкиваемся, но общий рост, разумеется, ощутим. Многие недропользователи повышают цены, и это вполне закономерно: растут цены на топливо, на электроэнергию, меняются расценки на аренду земли и т.д. Все это сказываются на себестоимости продукции.

Функционирует ли система контроля качества на Ставровском карьере?

Во-первых, наша продукция сертифицирована. Во-вторых, во главу угла мы ставим качество щебня, которое может проверить и сам клиент. Это общедоступная услуга, любой желающий может ею воспользоваться.

Как по-Вашему: может ли принести пользу предприятию тесное сотрудничество с научными организациями?

Наш проект является совместным со многими государственными структурами. Интеллектуальная помощь специалистов из Российской академии наук, ИПКОН РАН, МГИ НИТУ МИСиС, проектных организаций, муниципальных и региональных структур во многом способствовала формированию технологической базы предприятия. Мы всем им очень благодарны. Честно признаться, я был приятно удивлен, увидев искреннее желание помочь. Когда люди делятся с тобой своим опытом, знаниями, своими наработками, это дорогого стоит. Их поддержка помогла нам встать на ноги и развиваться в такое непростое время.

Мы давно сотрудничаем с ИПКОН, посильно участвуем в некоторых научных изысканиях, формировании патентов. Для нас это очень почетно. И в дальнейшем надеемся предоставлять свою площадку для проведения испытаний и других мероприятий в рамках научной деятельности.

Насколько активную социальную позицию вы планируете занять?

Мы планируем развивать отношения с муниципальными властями, участвовать во всех социальных, экологических и иных программах. Так надо. Кто-то должен этим заниматься.